Что такое эффект Стрейзанд?
Всем большой привет, дорогие читатели и гости блога! Интернет всегда был и остается игровой площадкой для любого человека с достаточно необычными правилами. Правилами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого смысла, но на самом деле как нельзя лучше характеризуют все коварство человеческой мысли. Одним из таких «правил» является эффект Стрейзанд.
Реверсивную психологию, безусловно, можно считать, одним из самых часто встречающихся и занимательных психологических явлений. При правильном ее использовании можно практически все, что угодно сделать чужими руками. Тот же принцип действует, когда кто-то отчаянно пытается спрятать что-либо или опровергнуть, казалось бы, грубые и необоснованные замечания. Почему, по-вашему, WikiLeaks постоянно подвергается критике общественности и атакам правительства? Потому что эта организация – самый крупный на сегодняшний день сервис, который ежедневно пытается раскрыть то, что тщательно скрывается. Но это лишь косвенный пример эффекта Стрейзанд. Полномасштабной аналогией был бы случай, когда вся общественность стремится раскрыть то, что кто-то один пытается скрыть.
Содержание
Определение эффекта Стрейзанд
Данное явление – это когда информация, которую всеми силами пытаются скрыть, привлекает к себе еще большее внимание, увеличивая, таким образом, масштабы конфронтации. При этом первоначальные масштабы события не имеют никакого значения. Множество ситуаций, попавших под эффект Стрейзанд, изначально не были достаточно ярким событием и быстро были бы забыты общественностью, если бы не попытка их скрыть. Только после того, как то или иное происшествие или информацию пытаются “спрятать”, ситуация за короткое время разрастается до невероятных масштабов. В век Интернета, где общественность жаждет знать (а средства массовой информации охотно отвечают и поощряют это желание) все, от грязного белья знаменитостей до секретных космических программ НАСА, эффект Стрейзанд, благодаря людям, которые его недооценивают, ни на день не остается без внимания.
Инцидент с Барбарой Стрейзанд
Откровенно говоря, подобные примеры можно найти на протяжении всей истории человечества. Но почему же данный феномен был назван в честь одной из современных знаменитостей? Во-первых, это связано с её популярностью, во-вторых, с тем, что случившийся инцидент привел к довольно комедийным результатам.
Все началось в 2003 году. Фотографу Кеннету Адельману было поручено сделать ряд фотографий побережья Калифорнии, чтобы впоследствии определить признаки эрозии береговой линии. Фотография № 3850 в проекте «Характеристика береговой линии Калифорнии» – лишь один из 12000 снимков, сделанных Кеннетом. Но так случилось, что на этот снимок попал дом Барбары Стрейзанд. Узнав об этом фото, команда ее адвокатов немедленно направила в соответствующий отдел письмо с требованием прекратить продолжение противоправных действий и изъять фотографию с веб-сайта. Сайт отказался, и Барбара подала на них в суд. Суд иск отклонил, но дело мгновенно обрело популярность, и теперь каждый желал увидеть это снимок.
Еще более примечательной эту историю делает тот факт, что до начала разбирательств данная фотография была скачана всего шесть раз, при этом два из этих скачиваний были произведены адвокатами Стрейзанд! Но после судебного разбирательства количество просмотров выросло до 420 тысяч. Именно поэтому основатель сайта TechDirt Майк Мэсник назвал этот феномен эффектом Стрейзанд.
Психологическая подоплека
На самом деле, здесь нечего обсуждать. Это явление реверсивной психологии происходит каждый раз, просто потому что это настолько очевидно, что иначе и быть не может. Посудите сами, если кто-то скажет вам не смотреть, что спрятано в той секретной коробке, обернутой в серебристую упаковку, вы сделаете все возможное, чтобы сделать именно то, что делать вам запретили! Если ребенок на игровой площадке просит хулиганов прекратить обзываться, первое, что они делают, это начинают кричать обидные прозвища еще громче. Просто осознавая, что существует что-то, что может негативно повлиять на репутацию того или иного человека, мы непременно хотим знать хотя бы часть этой информации. Это одно из проявлений человеческой природы, которое адвокаты должны всегда учитывать, но некоторые из них постоянно об этом забывают.
Примеры эффекта Стрейзанд
Недостатка в примерах нет, и вряд ли когда-нибудь будет. Потратив немного времени, вы даже сможете набрать несколько из своей собственной жизни или жизни ваших знакомых. Вот несколько примеров, когда все начиналось довольно безобидно, но затем обрело масштабы трагедии. По крайне мере для жертвы.
NeverSeconds. NeverSeconds – название блога, созданного девятилетней школьницей Мартой Пейн. Она намеревалась делать фотографии и описания того, как кормят в школе. Первым ее фото стало блюдо, которым вряд ли кто-либо смог бы по-настоящему наесться. К фотографии Марта, конечно же, оставила комментарий: «Плюс данного блога в том, что теперь папа понимает, почему я возвращаюсь из школы такой голодной». Нет, это не было способом привлечь внимание к проблеме, вероятней всего девочка даже не рассматривала это, как реальную проблему. Но, после того как блог посетили несколько соседских семей, они обратились в соответствующие инстанции, консульство Аргайл-энд-Бьют (область в Великобритании) с требованием произвести надлежащую проверку.
Инцидент вышел за пределы школы и даже попал в международные новости. На этом шумиха, казалось бы, утихла. Ровно до тех пор, пока консульство Аргайл-энд-Бьют не запретило юной Марте выкладывать в своем блоге фотографии школьных обедов. После того, как СМИ узнали об этом (Марта на тот момент опубликовала прощальный пост, где рассказала о причинах закрытия блога), для консульства все стало в разы хуже, чем было изначально.
На сегодняшний день блог насчитывает боле 9,5 миллионов просмотров. Марта даже встречалась с популярным шеф-поваром Джейми Оливером. А в своем блоге она теперь выкладывает фотографии обедов, полученные от школьников со всего мира, например из Германии и Японии.
Дело McLibel. Дело McLibel, официально известное как «Макдоналдс против Стил и Моррис», стало самым долгим по продолжительности судебным разбирательством в Англии, которое началось в далеком 1986, а закончилось в 2005. Активисты организации Гринпис в Лондоне, Хелен Стил и Девид Моррис, вместе с другими участниками, начали распространять среди населения буклеты с провокационным названием «Что не так с Макдоналдс: секреты, которые они не хотят раскрывать».
В брошюрах содержались некоторые факты о сетях быстрого питания, которые негативно отразились бы на имидже корпорации. Двумя самыми запоминающимися обвинениями стали «пытки и убийства животных» и «эксплуатация рабочей силы и запрет на организацию профсоюзов». Естественно корпорации Макдоналдс подобные замечания не понравились, и они подали на активистов движения в суд.
Изначально, подобная кампания вряд ли бы имела успех: активисты движения распространяли буклеты лишь в одном из тысячи ресторанов Макдональдс в Англии. Многие из посетителей даже не обращали внимания на толпу людей, раздававших какие-то брошюры. Но благодаря необдуманной «помощи» со стороны Макдоналдс, дело приобрело международный резонанс. Теперь о жалобах на корпорацию знали все. Судьи, которые вели это дело, пришли к выводу, что некоторые из фактов, описанных в буклетах, действительно имели место быть. Но Макдоналдс со своей армией адвокатов выступали против двух людей, которые с точки зрения финансов с трудом могли позволить себе даже участие в этом разбирательстве. И теперь об этом знал весь мир.
Бейонсе. На шоу во время перерыва Суперкубка в феврале 2013 года Бейонсе выступала с одним из своих самых популярных на тот момент треков. Конечно же, не все фотографии, сделанные во время подобных выступлений, предназначены для глаз широкой публики. Снимки, сделанные при неудачном свете, редко приходятся по душе звездам, но часто становятся на удивление популярными у публики. Так что, когда один из сайтов опубликовал подобные неприглядные снимки, агенты Бейонсе немедленно обрушили на создателей весь свой гнев и потребовали немедленно изъять их. Но, как вам вероятнее всего известно, пользователи практически обрушили сайт в стремлении увидеть и, конечно же, сохранить снимки популярной исполнительницы в том виде, в котором она не должна представать в СМИ.
Trafigura. Trafigura – Нидерландская торговая компания, которая оказалась вовлечена в судебное разбирательство по факту сброса токсичных отходов у Кот-д’Ивуара, Западная Африка. Компания открыто заявила, что отходы безвредны и не представляют никакой угрозы. Однако вскоре были зафиксированы массовые случаи отравления, включая 17 смертельных исходов. На Trafigura подали в суд, и последовало юридическое сражение.
Случай остался без внимания со стороны большинства СМИ, за исключением газеты The Guardian. Компания Trafigura решила, что будет вполне разумно назначить The Guardian «секретный» безусловный заперт на публикации любой информации, связанной с этим делом. Конечно же, издательство согласилось с запертом, но начало публиковать статьи, где указывалось, что редакция не имеет право разглашать секретную информацию и «определенной компании» и «определенном инциденте». Другие газеты живо определили, что речь идет о Trafigura. За этим последовало масштабное разглашение всей информации, которую Trafigura так старательно пыталась скрыть. Так компания сама себе вырыла яму.
Scorpions. Самые яркие примеры эффекта Стрейзанд всегда относятся миру искусства, литературы и музыки. Сами посудите, если родители запрещали вам слушать тяжелый рок, это моментально становилось одним из ваших любимых жанров, не так ли? История, случившаяся с рок-группой Scorpions – один из ярких примеров эффекта Стрейзанд.
В 1976 году, Scorpions выпустили альбом под названием “Virgin Killer” (с англ. — «Убийца невинности»). На обложке альбома помещалась фотография обнаженной несовершеннолетней модели. В статье, посвященной данному альбому, Википедия, естественно, разместила оригинальную обложку, за что Неправительственная организация по надзору за интернетом поместила сервис в черный список за распространение детской порнографии. Когда в 2008 году организация опубликовала данный список, страница Википедии о данном альбоме за каких-то пару дней стала одной из самых посещаемых. Осознав все масштабы, Неправительственная организация по надзору за интернетом немедленно удалила страницу из черного списка.
Гражданин Кейн. Последний пример рассказывает о попытке обыграть эффект Стрейзанд. Прототипом главного героя фильма, Чарльза Фостера Кейна, стал Уильям Рэндольф Хёрст – влиятельный медиамагнат, ведущий газетный издатель. Узнав о фильме, Хёрст взбесился и захотел, чтобы картину прикрыли. Но, конечно же, запрет на просмотр фильма, только раззадорит людей, заставив их немедленно бежать в кинотеатр. Так считал Уильям Хёрст. Поэтому вместо того, чтобы запрещать фильм в целом, он добился запрета на публикацию в газетах любых отзывов и фотографий, связанных с Гражданином Кейном.
Нельзя было даже упоминать название фильма на публике. Все прошло как нельзя хорошо: фильм провалился, в большой степени благодаря богатству Хёрста. Но, несмотря на это, фильм набрал достаточное количество хвалебных отзывов в изданиях, которые он не мог контролировать. Так картина “Гражданин Кейн” стала одной из важных работ в истории кинематографа.
Человек испытал на себе действие эффекта Стрейзанд еще до рождения массмедиа. Тем не менее, одним из старейших известных примеров является случай, когда Ватикан в 1616 году запретил книгу Коперника «О вращении небесных сфер», и сразу же была выпущена переизданная версия.
Многие люди пытались манипулировать эффектом Стрейзанд, чтобы дискредитировать конкурентов или прославиться самим. Что же, если вам не удается прославиться, вы всегда можете опозориться! До новых встреч!