Пирамида Минто: основные принципы

1

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Основой данной концепции, разработанной американским специалистом по консалтингу Б.Минто, является способность правильно доносить информацию до человека. Таким образом, это приводит к желаемому результату, например, подписанию бумаг, приобретению чего-либо другими людьми и т.п. Это не методика внушения, это техника правильного построения процесса переговоров, публичных выступлений и докладов.

История возникновения метода Минто

Он был разработан известной американской женщиной консультантом Б. Минто, которая проработала в консалтинговой компании «МакКинси» более 20 лет. Она устроилась на работу в данную компанию в 1963г., спустя несколько лет работы она стала задаваться вопросом, почему не все сделки были удачными. Причиной этому была не плохая квалификация сотрудников, а неправильная подача информации клиентам.

Мозг человека устроен таким образом, что из всего количества информации он выбирает главное, а уточняющие детали может не воспринимать. Это и стало основой концепции пирамиды Минто. Составление доклада, презентации, речи, в этом случае, осуществляется в иерархической форме. Сначала идет главная идея или проблема, которой посвящено все выступление, а затем более подробная информация и уточняющие пункты. Поскольку, если начать с проблемных моментов, а основную мысль оставить на потом, то мнение слушателя спустя 5-10 минут начинает рассеиваться, и смысл вашего послания так до него и не дойдет.

Пирамида Минто может содержать сколько угодно уровней, до тех пор, пока вам нечего будет сказать по тому или иному пункту. Однако, необходимо учесть, что возможности человеческого мозга ограничены, и он просто не воспримет слишком долгую и нудную речь. Поэтому наиболее оптимальным вариантом будет 3-4 уровня. Также необходимо, чтобы все пункты были изложены в четкой последовательности, и имели между собой логическую связь.

Основные принципы метода Минто

Любая речь, доклад, даже простое донесение информации до клиента должны быть грамотно структурированы и отрепетированы. К основным принципам Минто можно отнести следующие:

  • Структура документа должна иметь иерархическую, пирамидальную форму.

К основным «золотым» правилам построения пирамиды можно отнести обобщение, взаимосвязь и логическую последовательность. Самый рациональный способ построения пирамиды – это сверху вниз. Таким образом, можно лучше и быстрее всего донести основную идею до аудитории.

Идеи, которые вы желаете озвучить, необходимо сгруппировать по основным критериям, это поможет правильно создать основные уровни пирамиды. Например, если речь и идет об одежде, то основными подуровнями здесь могут быть «верхняя одежда» и «нижнее белье». Далее, выстраивая логическую последовательность, можно сделать уточняющий третий уровень для каждой подгруппы соответственно. Например, «пальто», «платья», «деловые костюмы» и «бюстгальтеры», «трусы».

  • Все уровни структуры должны быть логически связаны между собой.

Логическая последовательность может быть разных видов. Все зависит от особенностей и структуры документа. К основным ее видам следует отнести:

  • дедуктивную (от сложного к простому)

Это наиболее оптимальный и широко используемый метод построение документа для публичных выступлений. Вы обозначаете основную мысль вашего доклада, а затем доносите ее до аудитории более подробно. Например, делаете вводную часть об актуальности и важности такой темы как «одежда» в современном мире, а затем переходите на характеристику обозначенных в структуре доклада подуровней.

  • индуктивную (от простого к сложному)

Более сложный метод построения документа для доклада. Здесь также необходимо сначала обозначить основную тему речи, а затем от отдельных идей двигаться к общим выводам. Например, рассказывая о качестве ткани для летних платьев, можно постепенно перейти на общее качество материалов для верхней одежды, и затем одежды в целом. Этот вид логической последовательности опасен тем, что можно «увязнуть» на уровне общих мелких идей, и так и не привести их к какому-то логическому завершению.

  • хронологическую (описание процесса)

Используется для описания какого-либо события в прошлом, будущем или настоящем. Хорошо подходит для создания документов в инновационных проектах.

  • структурная (масштабы и устройство чего-либо)

Чаще всего применяется для описания внутреннего устройства, размеров какого-либо объекта. Например, схема функционирования системы отопления в многоквартирном доме, размеры территориальных образований в государстве. Используется довольно редко в силу своей специфичности.

  • сравнительная (степень сравнения)

Используется для сравнения чего-либо, например, качества платьев разных фирм изготовителей, уровня развития регионов и т.п. Часто применяется при составлении документов для доклада в политической сфере. Необходимо обязательное присутствие большого количества сравнительного графического материала, чтобы аудитория наглядно смогла увидеть результаты.

При формировании логической структуры документа следите за тем, чтобы все выводы и идеи, относящиеся к тому или иному обобщению, соответствовали ему. Например, будет неуместным, если, говоря более подробно о подгруппе «нижнее белье», вдруг начнете рассказывать о качестве драпа для пальто.

  • построение пирамиды может осуществляться с помощью дедукции или индукции, но смешение методов недопустимо

При создании структуры документа нельзя смешивать оба этих метода. Это может привести к путанице в докладе и нарушит его логичность.

  • вводная часть должна быть краткой и лаконичной

Она представляет собой что-то вроде рекламного слогана, который призван заинтересовать аудиторию, и заставить слушать докладчика хотя бы некоторое время. Она создается к каждому подуровню пирамиды. Вводная часть строится по принципу трех вопросов:

  1. о чем будете говорить
  2. в чем суть проблемы
  3. как решить

Вводная часть не должна быть слишком большой, чтобы не вызывать скуку у аудитории. Она призвана заинтересовать людей и обратить внимание к деталям.

  • использование графических методов отображения информации

Непосредственно перед самим выступлением необходимо тренироваться, чтобы само выступление прошло гладко и без запинки. Перед созданием документа для доклада представьте, как он будет выглядеть, какой формат вам наиболее удобен и приятен для грамотного выступления.

В теле текста следует выделять жирным шрифтом заголовки и подзаголовки, используйте нумерацию. Обязательно используйте проектор для наглядного изображения сути доклада. Как показывает практика, люди гораздо лучше воспринимают графическое изображение, чем сухое бормотание заученного текста. В некоторых местах документа, речь может быть экспрессивно окрашена.

Помимо слайдов можно раздать небольшие информационные буклеты в аудитории, чтобы полностью охватить ее внимание. Поскольку все люди разные, кому-то нравится слушать докладчика, кто-то смотрит на меняющиеся слайды, а кто-то читает буклеты.

2

 Полезные советы

Эти несложные советы по особенностям построения доклада согласно принципам пирамиды Минто, помогут начинающему оратору сделать свой доклад более интересным и лаконичным:

  • при подборе аргументов для главной части используйте методы индукции, а не дедукции

Это позволит вам сгруппировать множество обозначенных идей и ответов на вопросы в одно общее. Аудиторией речь будет восприниматься так более целостно. При применении дедукции можно просто запутаться во множестве генерируемых аргументов и слушатели просто потеряют на первых порах интерес к информации. А это один из важнейших моментов при осуществлении консультирования.

  • давайте информацию в основной части доклада, которая априори не должна подвергаться сомнению

Аргументы к главной части вашего документа не должны подвергаться сомнению, иначе можно породить множество вопросов, так и не начав излагать информацию. Например, если вы утверждаете, что нижнее белье из хлопчатобумажных тканей лучше, чем из синтетики, то должны быть уверены в том, что аудитория поддержит вас в данном вопросе.

  • применяйте стандартную схему изложения

Обычно, она имеет три основных пункта, это ситуация, основная проблема и решение. Она понятна большей части аудитории, и после постановки и характеристики существующей проблемы от вас ждут простого и понятного решения. Необходимо говорить без воды и в тему. Также одним из наиболее эффективных приемов привлечения аудитории являются примеры и факты из реальной жизни, которые в разы делают выступление интереснее.

  • все утверждения, которые вы озвучиваете должны быть обоснованы до тех пор, пока вопросы по ним не иссякнут

В процессе осуществления донесения информации до аудитории у слушателей могут возникать вопросы, как по ходу доклада, так и после него. Они могут быть самыми различными, поэтому нужно быть готовым, и просмотреть различные возможные ответы на них. Перед выступлением необходимо изучить информацию об особенностях и жизненных установках группы людей, которые придут вас послушать.

Нужно понимать, что даже одна и та же тема доклада для разных групп слушателей может вызвать полярные вопросы. Например, при выступлении с докладом по теме «детская одежда» в женской и мужской группах отдельно были получены различные отклики аудитории. В первой группе женщины спрашивали о качестве ткани, ее стоимости, удобстве для ребенка, во второй группе было больше вопросов кто производитель одежды, откуда и как была привезена, сколько стоит и долго ли носится.

Эти моменты необходимо учитывать при продумывании обосновывающих аргументов для доклада.

Научиться методу Б. Минто может каждый. Эта концепция позволяет в определенной мере стать мастером своего дела и заставить людей прислушиваться к собственному мнению. Особенно хорошо эта техника подойдет для людей работающих в консалтинговой сфере, педагогов, политиков. Однако, основные принципы данной концепции не являются гарантией успеха. Для того, чтобы она работала необходимы тренировки. До новых встреч!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: