Всем большой привет! Продолжаю свою серию статей на тему “Как общаться с ребенком”. В прошлый раз мы с вами обсудили, пожалуй, главный принцип выстраивания добрых отношений с ребенком – безусловное принятие. Обязательно прочтите эту статью. Ну а сегодня поговорим о не менее важном аспекте воспитания детей – как научить ребенка самостоятельности.
Вопрос на самом деле для некоторых мам и пап наболевший. Малыш не слушается, не хочет ходить на горшок, не делает домашние задания, не кушает ложной и так далее. Многие пытаются усиленно вдолбить детям, что так нельзя делать, что он большой и пора бы уже позаботиться в некоторых ситуация о себе самим. Но как вы думаете, есть ли толк от таких разговоров? Конечно, нет. Во многих ситуациях важнее действие, чем слова.
Ошибки родителей
Теперь давайте разберем несколько ситуаций позволяющих взглянуть на суть проблемы под другим углом. К примеру, дитю – 2,5 года. С особым трепетом он берет мозаику, садиться за стол и с интересом пытается что-то там выложить. Но ручки не всегда слушаются, он начинает немного нервничать. Мы не сдерживаемся, подходим и с упреком говорим: “Ты делает все неправильно, надо так…..”. Что испытывает в этот момент малыш? Как вы думаете? Скорее всего, некое разочарование, расстройство, обиду на себя. Пару таких неудач с обидными замечаниями мамы или папы в конец отобьют желание заниматься мозаикой.
Это лишь один пример, который показывает как не надо себя вести в тот момент, когда кроха чем-то увлечен и занимается. Да он сделает это плохо, криво, некрасиво, не так как сделали бы это вы, но он же учиться, познает, развивается. И ни в коем случае не смейте мешать и говорить, что он делает не правильно. А как же тогда указать на его ошибки, ведь они есть, как направить его в нужное направление?
Детские психологи советуют разговаривать на эту тему уже после занятий или сделанного дела. В спокойной обстановке, доброжелательным голосом, расспросить малыша о том, было ли интересно заниматься каким-то делом (мыть посуду, собирать игрушки, лепить в пластилин, одеваться, чистить зубы), с какими трудностями он столкнулся и мягко указать на его ошибки. Тогда дети не почувствуют упрек в ваших словах, он воспримет их как помощь, как поддержку.
Вывод таков:
Что бы они ни делали, чем бы ни занимались, нельзя врываться в их мирок и тем более писать законы, что и как делать. На все ошибки можно указать спокойным доброжелательным тоном. Таким образом, ребенок будет учиться быть самостоятельным, сам без помощи родителей познавать мир, учиться на своих ошибках.
Шаг навстречу к пониманию
Мы разобрали одну сторону медали. Но есть и другая. Оказывается, бывают такие моменты, где взрослые просто обязаны вмешаться в развивающий процесс ребенка и помощь ему справиться с трудностями. И это нужно делать только тогда, когда он САМ этого попросить. Отрешенность, неучастие родителей может наоборот сказаться негативно в поведении и мышлении малыша.
Все легко и просто. Да? А вам знакома такая ситуация: “Мам, помоги мне собрать конструктор…. У меня не получается убрать игрушки…” – “Ты уже большая девочка, думай сама….. Хватить капризничать, ты только претворяешься, что не можешь…. Мне некогда….”. Признайтесь, хоть раз вы так себя вели по отношению к детям? Конечно да! А, между прочим, это наша очередная ошибка в воспитании самостоятельности ребенка. Мы хотим многого, но при этом пытаемся отстраниться, не хотим активного участия.
Второе, очень важное правило общения – всегда помогайте ребенку тогда, когда трудно, и он просит о помощи.
Вы можете предложить помощь самостоятельно, начиная с фразы “Давай вместе”. Бывает такое, когда малышу необходима поддержка, но он по каким-то причинам не может о ней попросить (стесняется, забывает, боится, что откажут и так далее). Одна единственная позитивная фраза покажет вам в каком направлении дальше двигаться. Либо отстраниться (если последует отказ), либо помочь (если последует положительный ответ).
Закон ближайшего развития
Вы слышали о нем? Я, честно говоря, никогда. Но он очень точный и мудрый. Научить самостоятельности без него совершенно не получится никого, ни взрослого, и тем более кроху. Его открыл талантливый психолог Выготский Лев Семенович. Суть его такова:
У каждого в определенном возрасте есть свой круг работ, который он способен выполнять самостоятельно, все, что за этим кругом – те работы, которые он может делать при помощи взрослых или вообще не может.
Так вот, ученый открыл, что количество дел в круге “САМ” напрямую зависит от количества дел в круге “вместе”. Чем чаще родитель занимается с малышом общими делами (вместе убирают игрушки, одеваются, моют посуду), тем быстрее это дело перейдет в разряд САМ. Вывод напрашивается сам собой:
- если у вас нет веской причины отказать малышу в помощи, общении, то обязательно уделите ему внимание
- выполняйте за него только самые сложные работы, с которыми дитя не справиться самостоятельно, остальное пусть делает сам
- как только малыш освоит работу, передайте ему “все бразды правления”
Вот такие правила, уважаемые родители, вы должны усвоить. Они применимы не только для маленьких ребятишек, но и для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
На сегодня все! Подписываетесь на обновления и получайте свежие статьи прямо на свою почту! Вас ждет очень много полезной информации.
Всех целую! Пока, пока!
В три года он и так начнет проявлять самостоятельность, по этому в данном случае не нужно нервничать и вводить самостоятельность в игровой форме.